24/09/2025

Данил Григорьев: театр, как воплощение жизни

Интервью: Андрей Азорский
Фотограф: Игорь Вавилов
Актер театра и кино Данил Григорьев в разговоре с главным редактором журнала ПРОБЕЛ Андреем Азорским делится мыслями о балансе между модельным бизнесом и актерским призванием, вызовах современной сцены и тонкостях профессии. Находясь на съемках в Каире, Данил рассуждает, как театр помогает менять зрителей, раскрывает своё видение искусства, где успех зависит не только от таланта, но и от капризов вселенной. Почему «Нон-стоп» может быть не менее важен, чем «Бесы», и что вообще такое "театр" — в этом диалоге о жизни и о жизни на сцене.
АНДРЕЙ АЗОРСКИЙ: Вы сейчас за границей. На съёмках?

ДАНИЛ ГРИГОРЬЕВ: Да, сейчас я в Каире, в Египте, на своем первом модельном контракте. На самом деле, у меня нет такой практики, чтобы летать на модельные контракты, но у меня было так много работы в Москве, и у меня не было отпуска года два или три, что я решил обмануть сам себя. Я полетел работать, но в теплую страну. Я здесь и заработаю, и смогу зимой побыть на солнышке, отдохнуть.

АНДРЕЙ: А вообще, модельный бизнес в качестве одного из основных направлений деятельности рассматриваете?

ДАНИЛ: Мне нравится, что модель и актёр связаны. Мне нравится тенденция, что модели становятся актёрами, мне нравится, что актёры становятся моделями. Эти профессии становятся всё более смежными.
Но, на самом деле, я бы не хотел позиционировать себя как модель. Я познакомился здесь с бразильским актером, который точно так же, как и я, полетел на свой первый модельный контракт. Он классный актёр, у него есть хорошие проекты у себя в Бразилии. Он говорит, что когда ты модель, ты не совсем уважаемая личность. То есть тебя не воспринимают всерьёз, ты почти как вешалка.

В модельном бизнесе всё более субъективно, чем в актерской профессии. Если ты, будучи актёром, можешь самовыражаться, быть уважаемым, ты можешь чего-то добиваться, ты понимаешь, каким образом и куда ты можешь вложить свои силы. То, будучи моделью, идёт речь о чистой удаче. Невозможно ни на что повлиять.

Поэтому я бы не хотел позиционировать себя как модель, но порой это приносит больше денег, чем театр.
АНДРЕЙ: В последнее время актёры, действительно, всё больше появляются на модных показах. Чего стоит один показ Prada c Эдрианом Броуди, Тимом Ротом, Уиллемом Дефо. Мне кажется, скоро этот стереотип про моделей-вешалок и неуважаемую профессию напрочь исчезнет.

ДАНИЛ: Будем надеяться. Я не за размывание каких-то границ, но мне нравится, что можно проявлять себя как исполнитель и как модель в фото-видеосъёмках, и как актёр в кино и на сцене.
АНДРЕЙ: А вообще, на ваш взгляд, образование необходимо, чтобы играть, чтобы быть актёром?

ДАНИЛ: Знаете, в России сейчас идёт огромная тенденция к суперреализму в кино. То есть, чем меньше ты играешь и чем больше это похоже на реальную жизнь, тем лучше. И получается, что когда ты учишься в театральном институте несколько лет, ты приобретаешь огромное количество навыков, но при этом ты учишься "играть". И порой это мешает. А есть люди, которые сейчас хорошо снимаются в кино - им как раз помогает то, что они не учились.

Пока я в Египте, мы смотрим Netflix с ребятами, которые живут со мной в апартаментах. Здесь и парень из Бразилии, и парень из Греции, и парень из Турции и один парень из Казахстана. Они включают испанские сериалы с английскими субтитрами.

Вчера мы смотрели какой-то сериал, и я был удивлен, насколько, например, в Испании люди играют. Я не вижу вот этой документальности. Я вижу, что они играют, я вижу, что они научены,вижу, что в этом есть определенный навык и вижу, как они что-то делают в кадре. А в России сейчас мы стремимся к документалистике.

Но мне кажется, любой замечательный специалист — это всегда баланс между интуицией, талантом,навыками и образованием.
Театр — это всё-таки не на три секунды. Театр — это такая вдумчивая, длительная история, и если общество становится быстрее, то она оказывается просто сложнее для него.
АНДРЕЙ: Вы совсем недавно, в 2023 году, закончили ГИТИС. В каком, на ваш взгляд, состоянии находится театральное образование в России?

ДАНИЛ: Я точно могу сказать, что не в ужасном. Мне кажется, дело не в образовании - дело в учителях. Ты можешь отучиться в замечательном ВУЗе, но может так случится, что либо педагоги тебе не подошли, либо ты не сошёлся с ними, либо они в какой-то момент устали, либо они правда не совсем хорошие специалисты, но при этом работают в хорошем месте.
Мне кажется, как и в любом образовании, самое главное то, кто тебя учит, какие у тебя были педагоги.

Думаю, что и время очень сильно поменялось. Раньше образование было намного академичнее. Но, как говорят хорошие педагоги про театр и про кино: эти виды искусства всегда про жизнь и про людей. И насколько меняется время, настолько меняется и кино с театром. Наше время тяжело назвать академичным, правильным или каким-то высокоэстетичным и моральным...

АНДРЕЙ: Театр в наше время, если сравнивать с кино, отходит на второй план или все-таки еще соперничает с кинематографом?

ДАНИЛ: Знаете, у меня никогда не было ощущения, что театр и кино соперники. И раньше, и сейчас, они - друзья, помогающие друг другу. В России как нигде сильно развита культура театра. Огромное количество театров, и люди правда ходят туда - они готовы платить за это деньги.

В Бразилии совсем другая обстановка. Люди не готовы идти в театр. Люди не готовы покупать билеты. А в России, мне кажется, театр и кино всегда как-то рядышком идут и друг другу помогают.

Есть такой режиссер, Дмитрий Губарев. Я снимался у него в фильме «Про мою маму и про меня». И вот он как раз утвердил меня на роль после того, как пришел на наш дипломный спектакль. Театр — это хорошая основа для того, чтобы зарекомендовать себя, как актёра. Многие снимаются в кино, но очень хотят играть на сцене. И многие начинают работать в театре после кино.
Просто, опять же, время меняется, и театр — это всё-таки не на три секунды. Театр — это такая вдумчивая, длительная история, и если общество становится быстрее, то она оказывается просто сложнее для него.
АНДРЕЙ: У вас есть любимый театр?

ДАНИЛ: Да. У меня есть два театра, которые мне очень нравятся, и в которых я хотел бы играть. Это Театр Нации и Театр Вахтангова. У них хорошие постановки, сильная труппа. Всё, что я видел в этих театрах – почти всегда гениально. Там очень высокий процент качества спектаклей, качества продукта и подготовки.
ДАНИЛ: Сейчас люди стараются все превратить в отмывание денег. Ставят спектакль и думают: как бы сделать шоу, как бы побольше заработать на этом, как бы привлечь людей, чтобы они пошли. И ты, бывает, приходишь и понимаешь: это шоу для денег.

А вот в эти два театра приходишь, и почти всегда есть ощущение, что люди не просто отмывают деньги, а стараются что-то сказать, чему-то научить, что-то поведать.

АНДРЕЙ: Надеюсь, вам удастся поработать в этих театрах.

ДАНИЛ: Ой, знаете... Во-первых, Театр Вахтангова – достаточно закрытый театр. В него можно попасть, только если ты учился в Щукинском институте. Особенно сейчас. В общем, как и везде, в нашей профессии, нужно оказаться в нужное время, в нужном месте и не пропустить какой-нибудь кастинг.

АНДРЕЙ: А что насчёт ролей? У вас есть роль мечты?

ДАНИЛ: Я очень хочу сыграть Макбета. Произведение написано замечательно, и роль замечательная, и там можно много всего сделать. Это мое любимое произведение у Шекспира. Я делал отрывок из Макбета, когда учился в институте. Это было неплохо, но, конечно, мощи и возраста на тот момент мне точно не хватило.

Хочу сыграть принца Фердинанда из «Бури». Это тоже произведение Шекспира.

Что-то ещё у меня было… Знаете, есть такое произведение «О мышах и людях»...

АНДРЕЙ: Стейнбека?

ДАНИЛ: Да, Стейнбека. Там есть Ленни. Я не думаю, что это прямо моя роль, но она очень интересная, я бы хотел это сыграть. И есть Джордж, вот его я бы тоже сыграл.
Единственная проблема, что люди не хотят слушать и слышать, пока они сами к тебе не пришли за этим. Непрошенным советом ты никому лучше не сделаешь.
АНДРЕЙ: Что вы сейчас читаете?

ДАНИЛ: Я обычно читаю две книги. Одну я беру для саморазвития и параллельно беру что-то из художественной литературы. Недавно мне подруга подарила книгу Уилла Смита. А из развивающих я читаю «Самый богатый человек в Вавилоне».

АНДРЕЙ: И как она вам?

ДАНИЛ: Я до этого читал замечательную книгу, которая называется «Счастливый карман, полный денег». Название очень смешное. Каждый раз, когда я кому-то советую эту книгу, мне становится неловко. Каждый раз, говоря: а почитай-ка книгу «Счастливый карман, полный денег» - это звучит, будто книга для детсадовцев.

Но книга замечательная. Много рассказывается про Вселенную, про то, что и как устроено. И после «Счастливого кармана, полного денег», читая «Самый богатый человек в Вавилоне», я понимаю, что там, в принципе, сказано одно и то же.

Мне нравится история того, что зарабатывание денег и богатство — это навык, а не какая-то манна небесная, что есть определенные правила и законы, по которым можно копить, вкладывать, откладывать, чтобы деньги текли рекой. Поэтому мне интересно это направление.

АНДРЕЙ: А нет такого, что если человек знает секрет богатства, то он вряд ли побежит всем рассказывать про него. Если бы я знал, где зарыт клад, сомневаюсь, что я побежал бы рассказывать всем, что под таким-то деревом, возле такого-то дома лежат несметные богатства. Берите, пожалуйста. У вас нет такого ощущения от этих книг?

ДАНИЛ: Знаете, там есть еще одно правило: чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь. И даже написано, что чем больше людей ты сделаешь богаче, тем богаче ты станешь сам. Поэтому нет. Я наоборот всем советую и всем рассказываю, и всем друзьям, и своим родственникам. Единственная проблема, что люди не хотят слушать и слышать, пока они сами к тебе не пришли за этим. Непрошенным советом ты никому лучше не сделаешь.
Так распорядилась вселенная.
АНДРЕЙ: А что касается актёрского мастерства. Какие книги вы можете посоветовать? Что точно нужно прочитать любому актёру?

ДАНИЛ: Мне очень нравится книга Чаббак. Но мне кажется, что актёрское мастерство — это всё-таки практическое искусство и ты можешь прочитать 200 книг, но лучше ты от этого не станешь. И в то же время ты можешь ни одну книгу не взять в руки, но ходить на занятия к хорошим педагогам и очень многому научиться, не читая.

Я недавно пришёл на актёрские тренинги по системе Демидова. Замечательная система, мне там очень понравилось. И когда мы сидели в кругу очень классных актёров, которые много снимаются, буквально половина сказала о том, что они часто работают по наитию, что у них нет никакой техники, даже учитывая учёбу в институте.

АНДРЕЙ: Такие книги просто тоже очень популярны. Как и книги по денежному благополучию, они позволяют поверить в себя. Будто, говорят, что каждый может стать успешным актёром. Прочти и снимайся в кино. Вот такой посыл.

ДАНИЛ: Ну, если сказать честно, играть может любой, понимаете?
Самое обидное и самое прекрасное именно то, что профессия очень субъективная. Ты можешь быть никем, идти мимо, прийти на какой-то один кастинг и получить какую-то хорошую роль, которая тебя откроет. А можешь учиться 200 лет...

Есть такое понятие: известный-неизвестный актёр. Это актёр, который замечательно играет, его знают все режиссёры, вся индустрия, но он неизвестен миру. Или он, например, мало снимается. А если и снимается, тоно не в заметных проектах, не в заметных ролях.

Огромное количество актеров, которые пашут уже лет 30, ходят на актерские тренинги, учат, преподают, сами играют в театре главные роли, но при этом их знают единицы.

АНДРЕЙ: Почему так происходит?

ДАНИЛ: Может быть, у них и есть поклонники в театре, они не обделены вниманием конкретной индустрии и вниманием конкретных людей. Но даже за 2024 год вышло огромное количество сериалов, а из них мы знаем максимум три.

И из всего остального, что вышло, есть, например, замечательный сериал «Амура». Вы о нем слышали? Огромнейший проект. Я считаю, Алёна Михайлова просто гениальная. И как бы… И что?

АНДРЕЙ: Да, он прям мимо прошёл.

ДАНИЛ: Вот так и получается, что не только актёры ждут удачи. Все продюсеры и все люди, которые создают, тоже ждут. Ждут какой-то удачи, потому что, как мы видим, они могут вложить огромное количество сил, времени, и средств, и при этом не получить то, чего ожидают. И это не потому что проект плохо сделан, или плохо сыграли актеры, или плохо кто-то отработал. Просто вот так распорядилась вселенная.
Актерская работа заключается в том, чтобы сделать свое. Ты показываешь свою авторскую историю, свой авторский портрет другого героя.
АНДРЕЙ: Хотелось бы ещё поговорить о ваших ролях. О вашей роли Элвиса Пресли. Что это за роль? Насколько трудно было воплотить короля рок-музыки в жизнь?

ДАНИЛ: Есть такой спектакль «Нон-стоп». Это спектакль, который мы создавали во время обучения в институте: музыкальные наблюдения, где мы сами поём и перевоплощаемся в определённую музыкальную звезду. Выходим, поём, и получается нон-стопом. Это не пародия - мы не высмеиваем, а стараемся воссоздать подлинность. И недавно мы добавили несколько новых наблюдений и выпустили версию спектакля: «Нон-стоп 2.0».

Я уже делал Элвиса Пресли в институте. Как тогда выразился мой педагог: Элвису не хватает яиц. И я ещё помню, сначала думал: блин, что это значит? А потом я понял, что на тот момент я просто был слишком молодой. У Элвиса определенная звериная мужская энергия, органика.

Но я очень люблю Элвиса, очень люблю наблюдения. Более того, есть один показатель: когда ты стараешься перевоплотиться в какого-то музыкального исполнителя, тебе стоит попробовать спеть его песню. И если ты понимаешь, что его голос даётся тебе достаточно легко, то, скорее всего, и само наблюдение получится легко.

И понял еще в институте, что по голосу мне очень легко брать Элвиса. Поэтому, когда мы перевыпускали спектакль «Нон-стоп 2.0», я показал нашему директору театра своё "наблюдение", и он сказал: да, здорово, супер, оставляем.

АНДРЕЙ: Вы вообще вдохновляетесь другими актёрскими работами? Или это вредно?

ДАНИЛ: Знаете, это не всегда хорошо и не всегда ведёт к хорошему. Почему люди идут в театр, условно говоря, на «Гамлета»? Все же уже знают, что будет. Все знают историю, все знают сюжет. Или почему люди ходят в кино и театры и вновь смотрят «Ромео и Джульетту». Все знают, что это за герой, чем это закончится, как это все произойдет. Но всем интересна сама интерпретация. Актерская работа заключается в том, чтобы сделать свое. Ты показываешь свою авторскую историю, свой авторский портрет другого героя.

В институте, когда ты неопытен, и тебе хочется произвести определенное впечатление на педагогов, мы часто прибегали к этому способу. И, мне кажется, многие так делают: они просто смотрят фильмы, спектакли, черпают оттуда идеи, смотрят как это сделано, потому что не хватает опыта, фантазии, навыков.

Но сейчас, я к примеру готовился к роли Раскольникова. У нас был диалог с режиссером Владимиром Владимировичем Мирзоевым и с другим режиссером Ольгой Бараняй. И вот мы с ними как раз говорили о том, что старая советская экранизация - это здорово, конечно. Но интереснее как раз то, какой я в этой роли, и что я могу привнести в неё, а не что я как бы скопирую, исходя из того, что увидел.

АНДРЕЙ: Ещё вы играли Ставрогина. Мне, как человеку, который ещё не успел прочитать «Бесов» Достоевского, расскажите о своём герое, кто он и что из себя представляет.

ДАНИЛ: Начнём с того, что «Бесы» и «Братья Карамазовы» - мои самые любимые произведения у Достоевского. Я думаю, что, если говорить коротко и постараться без спойлеров, у Достоевского есть идея о человеко-боге. И о Боге-человеке. И я бы сказал, что Ставрогин - одно из самых ярких воплощений этой идеи. Мой герой - это человек, который считает себя Богом здесь, на Земле. И который постоянно проверяет Бог ли он на самом деле.
И так получается, что жизнь ему преподносит доказательства того, что так и есть, что он правда может себе позволить все, что угодно. И на этом как бы основывается определенная самая интересная, на мой взгляд, часть сюжета. Такого в литературе мало.

Очень интересно в это погружаться, копаться в том, есть ли такие люди сейчас, в 21 веке. И мой ответ — да, они есть.
Мне нравится, что в этом есть жизнь. Мне нравится, что я могу проявлять себя через это. Мне нравится, что театр - это не бессмысленно.
АНДРЕЙ: У вас есть любимый русский писатель?

ДАНИЛ: Трудный вопрос. Пусть это будет Лев Толстой, но я люблю его больше как драматурга. Люблю его пьесы. Они у него невероятные. Вот из всего, что я читал, для меня лично они рядышком с Шекспиром. Два моих любимых драматурга — Шекспир и Толстой.

Моя любимая пьеса — «Власть тьмы» Толстого. Такого нет абсолютно нигде. То, что он написал, то, что там можно сыграть актеру — это, конечно, восторг. Наверное, у меня нет русского писателя, которого я обожаю, но у меня есть любимый русский поэт. Это Евтушенко.

АНДРЕЙ: А из иностранных писателей?

ДАНИЛ: Из иностранных точно Эрих Мария Ремарк.
Недавно ещё я дочитал роман «Вероника решает умереть», и я понял, что раньше, читая произведение Паула Коэльо «Алхимик», мне казалось, что его книги - это что-то детское. Но, прочитав книгу «Вероника решает умереть, - это было для меня вау.

Ещё я очень люблю Теодора Драйзера. «Американская трагедия» - моё любимое произведение.
Ведь не обязательно копать себя изнутри, чтобы прийти к чему-то новому. Что для меня театр? Возможность видеть жизнь. Возможность открывать жизнь. Возможность каждый день переосмысливать то, к чему мы привыкли.
АНДРЕЙ: Я думаю, мы уже приближаемся к концу. Напоследок хочу спросить: что в принципе для вас значит театр?

ДАНИЛ: Что для меня значит театр? Ну, с актерской точки зрения я думаю, что театр для меня - это возможность рождения чего-то нового и постоянное открывание себя.

Как сказать, вопрос философский: что для меня значит театр...
Как бы, если говорить практично: это моя профессия. Как человек, который работает садовником, что он скажет? Что для тебя сад? Он скажет: ну, это сад, я там цветы выращиваю. Здесь то же самое.

Мне нравится, что в этом есть жизнь. Мне нравится, что я могу проявлять себя через это. Мне нравится, что театр - это не бессмысленно. Мне нравится, что люди, которые участвуют в процессе постановки меняются. Нравится, что люди, которые приходят в театр меняются. Нравится театр, который позволяет менять других людей. И пусть хотя бы немного. Я знаю не очень вдумчивые спектакли, но ты приходишь и понимаешь, что после него твоя жизнь стала лучше.

Для меня это было большим вопросом во время студенчества. Для чего я все это делаю? И у меня был один ответ: если мы четыре часа играли Бесов на сцене и проповедовали какие-то истины, которые проповедовал Достоевский, и заставили людей задуматься, то вот это да, вот это театр, вот это мы молодцы. А если это «Нон-стоп», условно говоря, и зритель с нами просто повеселился и попел песни, то это не театр. Раньше я думал так.

Но с учетом опыта и с учетом того, на какие постановки я в последнее время ходил и хожу, я понимаю, что порой для того, чтобы почувствовать себя живым или почувствовать себя более счастливым, нужно сходить именно на «Нон-стоп». Нужно сходить на что-то драйвовое и зажигательное. Ведь не обязательно копать себя изнутри, чтобы прийти к чему-то новому.

Что для меня театр? Возможность видеть жизнь. Возможность открывать жизнь. Возможность каждый день переосмысливать то, к чему мы привыкли.

Если смотреть на это как зритель, я бы сказал, что театр для меня - возможность пережить что-то новое, что-то, чего я не видел раньше.
Знаете, как один режиссер объясняет, почему люди ходят в театр? Потому что только в театре человек может подключиться и моментально прожить то, что происходит с актёром на сцене. Это живая история. Я не знаю насколько это верно. Я просто это чувствую.

Но чувствую это не всегда. И очень хочется всегда приходить на спектакли, которые заставляют чувствовать именно то, о чём говорит этот режиссёр.
Я уже много всего наговорил, но, наверное, театр для меня — воплощение жизни и возможность чувствовать что-то особенное и задумываться о тех вещах, о которых мы не задумываемся в повседневной жизни.
Театр для меня — воплощение жизни и возможность чувствовать что-то особенное и задумываться о тех вещах, о которых мы не задумываемся в повседневной жизни.
АНДРЕЙ: Кофе или чай?

ДАНИЛ: Кофе.

АНДРЕЙ: Queen или The Beatles?

ДАНИЛ: Queen.

АНДРЕЙ: Мандельштам или Пастернак?

ДАНИЛ: Можно Евтушенко?

АНДРЕЙ: Можно. Чехов или Толстой?

ДАНИЛ: Толстой.

АНДРЕЙ: Точка или многоточие?

ДАНИЛ: Точка. Я люблю точность. Люблю однозначность.
Made on
Tilda