Да. Оно отвратительно. С этим не поспоришь. Ты входишь в белый куб галереи. Ты испытываешь тошноту. Перед тобой разложены объедки чьего-то ужина. На холодной бетонной стене мерцает видео. Камера дрожит. В углу развалилась куча промышленного мусора. Ты утыкаешься носом в табличку. Читаешь название. Придумай самое пафосное словосочетание. Придумал? Это и есть название этой груды мусорного мусора.
Тебя будто обули. Обдурили. Обвели вокруг пальца. Надули. Облапошили. И выставили за дверь. Предварительно написав на лбу: идиот. Ты заплатил деньги за смачный концентрированно-культурный плевок в душу. К горлу подступают объедки наподобие тех, что ты видел в том зале. Ты вспоминаешь свой завтрак. Банан. Творог. Кофе. Вся эта переваренная жижа до состояния лужи разлитой на улице у входа в галерею. И тот же цвет, что у лужи. Ты ощущаешь первые спазмы в районе груди. Тебе хочется отойти подальше. Ты отходишь. Направляешься к клумбе. К этому времени кофейнобанановотворожная смесь уже готова выплеснуться из тебя и явить миру новое произведение искусства. Ты еле добегаешь до зелёной клумбы и окрашиваешь её в рвотно-кофейный цвет.
Поздравляю. Ты стал частью многовековой традиции. Ровно то же самое чувствовали буржуа, впервые увидевшие «Завтрак на траве» Мане. То же самое испытывали современники Бодлера, читавшие «Цветы Зла». То же самое кричали критики, глядя на первые полотна импрессионистов. Мазня. Издевательство. Конец красоты. Тошнота.
Посмотри на мир вокруг. Наш мир — это мир тотальной атомизации. Живешь в каменное ячейке. Общаешься через пластиковый экран. Покупаешь дружбу и любовь. Иногда бракованную.
Мы одиноки в переполненном людьми мире. Какой же реакции ты ждешь от художника, который является плотью от плоти этого мира? Что он нарисует для тебя? Идиллический пейзаж? Пастуха и пастушку? Милую овечку?
Нарисовать тебе пастораль? Вот от этого тебя не тошнит? У тебя нет того рвотного рефлекса, который возник у входа в современную галерею? Не появилось ли в твоём желудке возмущения, состоящего из кофе, банана и творога. Кстати творог делают из коровьего молока. А коров, которые дают молоко, при малейшем падении надоя — отправляют на убой. Живёт она в загоне 3-4 года. Хотя в обычных природных условиях прожила бы 25. Но я это так... К слову.
Искусство всегда отражало, отражает и будет отражать дух времени. И если дух времени тебе кажется уродливым. То стало быть — так оно и есть. Но художник — не косметолог. Он не обязан приукрашивать действительность. Он не обязан вооружиться ботоксом, подтяжками и тонной косметики, чтобы зашпатлевать всё уродство нашего времени. Все прыщи на теле нашей земли. Все ушибы и ссадины и трупные образования, что возникают в обществе. Он этого делать не обязан!
Современное искусство отнюдь не отвратительное. Оно слишком честное. Оно — такое, какое есть. Потому что и мы — такие, какие есть. И наша эпоха — именно такая. И если вам не нравится ее лицо, не стоит винить зеркало.