17.11.2025

Project Pan: что это за тренд и что с ним (с нами) не так

Поликсена, креативный продюсер журнала ПРОБЕЛ
— Срочно! Новый безумный тренд для жертв «перепотребления».

Узнайте, сможете ли вы принять вызов?

Всем привет! С недавнего лета в лентах социальных сетей гудит новый и невероятно «уникальный» тренд — «project pan». Очевидно, он пришёл от западных инфлюенсеров, но если переводить название нового хайпового течения дословно, то получится что-то вроде «сохранение». Я предпочитаю называть это «бережливым отношением». Так получается понять яснее всего.
Девушка с жемчужным пузырьком
В чём же суть? Всё настолько просто, что не смешно, а уморительно.

Тренд изначально принадлежит бьюти-индустрии — бизнесу красоты, в частности декоративной косметике. Для участия нужно быть человеком без меры и без понимания объективности использования вещей, а для выполнения челленджа — обладать железной волей.

Главное и единственное условиеиспользовать всю свою косметику в десятках косметичек и на переполненном туалетном столике до конца. До того самого железного дна рефила у сухих продуктов или до последней капли у жидких.
И что же в этом смешного? Как минимум то, что жить с принципами осознанного потребления для кого-то — это целый интерактивный челлендж (то есть настоящий вызов). Пока для остального мира это абсолютная база, основа использования вещей, которые были выбраны и куплены для применения, — для блогеров это что-то вроде жизни со связанными руками. И было бы смешно, если бы не было так грустно.

Девушки, маленькие девчонки и женщины по всему миру имеют этот адский гаджет — телефон — и проводят в интернете на разных площадках часы, если не сутки. Каждая из нас, милых дам, подвержена давлению внешней среды: начиная с угнетающей системы патриархата, заканчивая социумом, у которого к нам длинный список упрёков на каждый лишний вздох. Да, мы голосуем и носим штаны, но, дамы, будем честны, хорошо?
Использована часть картины Андрея Ремнёва — Расплетание волос
И над нами стоит ещё одна ужасающая форма управления — индустрия красоты. Встань на пару часов раньше, чтобы накраситься и сделать укладку, чтобы выглядеть «приемлемо», — а потом говори всем, что это твой выбор. Добавляй в список мечт и желаний пластические операции, потому что это «принятие себя», а не давление стандартов красоты. Спусти половину зарплаты на одежду «помоднее», потому что так принято. А ещё загляни в любимое «Золотое яблоко» и часами выбирай очередную баночку крема, которая является чистым маркетингом и ничем большим. Мы так любим себя, мы так принимаем себя, и мы уверены, что это наш выбор! Бред.

А индустрия красоты и её симбиоз с телефоном — это начало конца.

ТикТок с «get ready with me», где на столах у девочек сотни одинаковых упаковок. Pinterest с фотографиями шкафов в ванных комнатах, забитых всевозможными склянками. Мемы с «девчачьей терапией». Пишу это и понимаю, что не хватает только «лабубу» рядом и стакана матчи.
И не подумайте, что я «нетакуся». Я бы мечтала быть такой, но единственное, что у меня есть — понимание системы и отсутствие бьюти-блога. Первое даёт мне ежедневное чувство вины за то, что я всё понимаю, но всё равно ведусь на пропаганду индустрии, которая умело находит подход именно ко мне. У меня три заполненные до отвала косметички, я иногда не завтракаю, но крашусь и опаздываю — зато прихожу так, чтобы мне одобрительно кивнули за внешний вид. Плевать, что мужчинам достаточно просто появиться, а все остальные усилия – высший пилотаж. Для женщины никогда не бывает «достаточно». Как только достигаешь вида «тренда» — он уже меняется.

И в этих адских кругах отдельное место занимают те самые блогеры. Инфлюэнсеры. Те самые, которые скупают всю линейку румян очередного бренда, который выпускает новые коллекции чаще, чем вы успеваете закончить один продукт. Те самые блогеры, которым бренды делают массовые рассылки, и их дома и полки ломятся от всего, что есть и ещё не вышло в общий доступ.

И ты смотришь на них и думаешь: значит, и мне так надо? Почему у меня одна тушь и одни румяна? Нужно пять, а лучше — десять. Они же это имеют — они такие крутые и счастливые. Смотришь и думаешь, что твоё «нормально» — их минимум. Стыдно. Неприятно. Чувствуешь себя неполноценной.
Это искусственно созданный дефицит в мире критического перенасыщения.

И теперь те самые блогеры, которые привили нам чувство неполноценности за обычное потребление, неожиданно вводят тренд на «осознанное пользование» косметикой. Мы, оказывается, портим мир пластиком и отходами. Вот, девочки, новая повестка — научитесь брать такой кусок пирога, который сможете прожевать, иначе крошки рано или поздно поглотят вас с головой.

Даже несмотря на то, что я ведусь на пропаганду и имею пару лишних помад, — я всё равно ими пользуюсь. В моей системе ценностей нет понятия «надоело — выкину». Даже если беру лишний кусок вкусного пирога — я его люблю, и я его доем.

А у тех, кто назначает нам новые тенденции, избыточных кусочков столько, что пекарни в городе беднеют.
Это грустно. Они настолько оторваны от реального мира, от того, как сейчас обстоят дела с реальной жизнью без всяческих рассылок от брендов, что это поражает и одновременно злит. От зависти до разочарования — весь спектр эмоций, и все они сугубо негативные.

Мне это напоминает сцену из «Голодных игр», где жители столицы советовали Питу и Китнис выпить коктейль для тошноты, чтобы вместить в себя больше яств. Страшный сон, который давно стал реальностью.

Я видела, как маленькие странички пытались участвовать в этом тренде — это всегда выглядело странно. То, что мы и так делаем, мы искусственно втискиваем в рамки чего-то модного, и выглядит это нелепо.

Мне хотелось бы сделать вывод, но единственное желание — чтобы люди перестали сходить с ума.

Made on
Tilda